25.Политические институты.Государство в политической системе общества.
Сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Значительное место в процессе принятия решений и осуществления действий занимают именно политические институты. Политический институт – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности. Политический институт состоит из:
Для политических институтов характерны те же признаки, которые свойственны социальным институтам в целом:
Важная функция политических институтов: регуляция политического поведения людей ч/з выполнение ими определенных политических ролей.
Г. Спенсер: политические институты (гос-во, армия, полиция, право, суд и др.) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами. М. Вебер: государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.). Политическая деятельность, политическое поведение. Политическая деятельность – одна из форм общественной деятельности; совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего, по поводу завоевания, использования и удержания власти. Важнейшие черты политической деятельности:
Политическое поведение связано со следующими видами политической деятельности:
Власть как политический институт. М.Вебер (1864-1920): власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, управления и исполнения. Они складываются между субъектом и объектом власти. Парсонс: власть как способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, …принимать решения и добиваться их обязательного выполнения.
Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики:
Если рассматривать власть как функцию любой деятельности, любого социального субъекта, то можно говорить о двух ее разновидностях:
Структура власти (элементы власти): Субъектами власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъекты власти определяют содержание властного отношения через:
Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти. Типы ресурсов власти:
Ресурсы власти, используемые наиболее часто: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д. Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.
Институт политических партий и движений. Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть. М.Вебер: партии – (формально) свободные общественные объединения, ставящие целью привести их руководителей к власти и предоставить возможность их активным членам реализовать свои деловые цели или получить личные выгоды…Появление и существование партий возможны только внутри крупного общественного объединения, руководства которым они хотят добиться или же повлиять на него…Для получения власти они могут использовать любые средства…партии – это, прежде всего, организации по вербовке голосов избирателей. Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества. Признаки партий: наличие общих целей, базирующие на определенных идеях и идеалах, стремление участвовать в органах власти, ориентация на завоевание и осуществление власти, стремление обеспечить поддержку широких социальных слоев общества, наличие организации, дисциплины, программы, устава, существование специальных учреждений, материально-финансовая основа. Возникновение и существование политических партий регламентируется законодательно. Функции политических партий:
Структура политических партий:
Вебер: партии: аристократические группировки, политические клубы, современные массовые партии. Классификация политических партий (Е.Вятр):
+ Зборовский: по социальной роли партии по отношению к власти: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные).
Общественно-политическое движения – это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели. В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Отличие общественно-политических движений от политических партий: ü социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп). ü общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование). ü общественно-политические движения не столь долговременны, как партии. ü общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию). ü центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т.д. ü в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.). Виды общественно-политических движений:
Место государства в политической системе общества. Государство как особый социальный институт. Функции государства. Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества. Признаки государства как социального института:
Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни: ü институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др. ü институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию. ü институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться. ü институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.
Социальные функции гос-ва:
+ функции: ü Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций. ü Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья. ü Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов. ü Национально-культурная функция: сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения). ü Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса. ü Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов. Внешние функции: ü Развитие дипломатических отношений. ü Ведение войн. ü Оборона.
Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других. Структура гражданского общества:
Признаки гражданского общества: ü полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ü самоуправляемость; ü конкуренция образующих его структур и различных групп людей; ü преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности. ü свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; ü всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию; ü жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; ü многоукладность экономики; ü легитимность и демократический характер власти; ü правовое государство; ü сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
Правовое государство – такая политическая организация общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества; государство, ограниченное в своих действиях правовом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами. Основные принципы правового государства: ü верховенство права; ü подчиненность государства обществу; ü соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов; ü суверенность личности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона; ü обеспечение и охрана прав человека, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ü правовое равенство всех граждан; ü подконтрольность всех органов публичной власти; ü разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную; ü уровень правосознания граждан, эффективная форма контроля за осуществлением законов. Принцип построения правового гос-ва: не личность существует для гос-ва, а гос-во ради нее. Основная задача: обеспечение приоритета самоценности человеческого существования, первопричинности прав и интересов личности. Механизм взаимодействия гражданского общества и правового гос-ва: ü Осуществление принципа разделения 4-х властей – законодательной, исполнительной, судебной и информационной. ü Взаимодействие ч/з выборы, представительные органы власти, партии и общественно-политические движения. ü Развитие каналов связи в виде многочисленных комиссий при гос-ых структурах, консультационных комитетов, в к-ых могут участвовать представители различных групп, объединений по интересам, частные лица.
Основная задача социологии как науки в изучении политических институтов: изучение проблем возникновения и функционирования социальных институтов в сфере политики. Политическая социология изучает: влияние общества на политические институты, определение их места в социуме, политическое поведение социальных общностей и организаций с выходом на личность, электоральное поведение, возможности воздействия на него, социальные аспекты политики, выбор политических приоритетов, политические процессы и механизмы их действия, политическая культура, отношение людей, различных социальных групп к тем или иным политическим решениям и действиям («политическое» общественное мнение), политические чувства и настроения, политические потребности людей и др. |