25.Политические институты.Государство в политической системе общества.

 

 

Сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Значительное место в процессе принятия решений и осуществления действий занимают именно политические институты.

Политический институт – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Политический институт состоит из:

  • структуры (организации)
  • отношений
  • коллек­тивных представлений, верований (или общей идеи), которые обслуживают организации.

Для политических институтов характерны те же признаки, которые свойственны социальным институтам в целом:

  • нормативность, наличие сводов норм поведения, кодексов: конституция, законы, уголовный, гражданский, административный, трудовой, семейный кодексы.
  • использование властных полномочий и санкций.
  • установки и образцы поведения: законопослушание, соблюдение субординации.
  • культурные символы: флаг, герб, гимн.
  • наличие идеологии: демократия, тоталитаризм.
  • наличие специализированных учреждений, организаций.
  • материальные ресурсы.

Важная функция политических институтов: регуляция политического поведения людей ч/з выполнение ими определенных политических ролей.

 

Г. Спенсер: политические институты (гос-во, армия, полиция, право, суд и др.) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.

 М. Вебер: государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Политическая деятельность, политическое поведение.

Политическая деятельность – одна из форм общественной деятельности; совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего, по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Важнейшие черты политической деятельности:

  • сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
  • рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
  • использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Политическое поведение связано со следующими видами политической деятельности:

  • Регулярное участие в голосовании на президентских выборах
  • Постоянное участие в местных выборах
  • Активное участие в деят-ти по крайней мере одной организации, занятой проблемами какой-либо социальной общности
  • Активная деят-ть, наряду с другими, в решении некоторых проблем данной общности
  • Работа когда-либо в пользу партии или кандидата на выборах
  • Контакт с представителями местного руководства, с руководителями местных органов власти или страны по поводу какого-либо вопроса
  • Присутствие на каком-либо политическом собрании или съезде за последние три года
  • Членство в политической организации или клубе
  • Вручение денег партии или кандидату во время выборной компании
  • Участие в создании группы или организации для решения проблем местного значения.

 

Власть как политический институт.

М.Вебер (1864-1920): власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях прово­дить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, управления и исполнения. Они складываются между субъектом и объектом власти.

Парсонс: власть как способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, …принимать решения и добиваться их обязательного выполнения.

 

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики:

  • мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.
  • ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей.

 

Если рассматривать власть как функцию любой деятельности, любого социального субъекта, то можно говорить о двух ее разновидностях:

  • естественная власть: в семье, в социальных группах; власть зачастую понимается как неформальное лидерство. Т.е. власть в этом случае может быть основана на авторитете статуса.
  • «навязываемая» власть, власть как внешняя сила, осуществляемая через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера.

 

Структура власти (элементы власти):

Субъектами власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъекты власти определяют содержание властного отношения через:

  • приказ (распоряжение) как властное повеление подчиняться воле субъекта власти;
  • подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;
  • наказание (санкция) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
  • нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.

Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

  • экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;
  • силовые: оружие, аппарат физического принуждения;
  • социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика;
  • информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;
  • политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;
  • демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Ресурсы власти, используемые наиболее часто: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

 

Институт политических партий и движений.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

М.Вебер: партии – (формально) свободные общественные объединения, ставящие целью привести их руководителей к власти и предоставить возможность их активным членам реализовать свои деловые цели или получить личные выгоды…Появление и существование партий возможны только внутри крупного общественного объединения, руководства которым они хотят добиться или же повлиять на него…Для получения власти они могут использовать любые средства…партии – это, прежде всего, организации по вербовке голосов избирателей.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества.

Признаки партий: наличие общих целей, базирующие на определенных идеях и идеалах, стремление участвовать в органах власти, ориентация на завоевание и осуществление власти, стремление обеспечить поддержку широких социальных слоев общества, наличие организации, дисциплины, программы, устава, существование специальных учреждений, материально-финансовая основа.

Возникновение и существование политических партий регламентируется законодательно.

Функции политических партий:

  • воздействие на государственную власть (главная).
  • выступают посредником м/у гражданским обществом и государством, выражая интересы определенной части членов этого общества.
  • активизация и интеграция определенной части людей.
  • борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.).
  • подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью.
  • разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения.
  • политическое воспитание общества в целом или его части.
  • подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура политических партий:

  • избиратели и сочувствующие. Обеспечивают кандидатов партий на выборах поддержкой.
  • официальная партийная организация: рядовые члены партий.
  • активисты и функционеры – элита политической партию

Вебер: партии: аристократические группировки, политические клубы, современные массовые партии.

Классификация политических партий (Е.Вятр):

  • по классовому характеру: рабочие, крестьянские, буржуазные и др.
  • по типу организационной структуры: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру).
  • по месту, к-ое партия занимает в системе власти: легальные и нелегальные.
  • по доминирующему идеологическому облику: реформаторские, революционные, реакционные, консервативные, контрреволюционные, вождистские.

+ Зборовский: по социальной роли партии по отношению к власти: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные).

 

Общественно-политическое движенияэто наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

ü  социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп).

ü  общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование).

ü  общественно-политические движения не столь долговременны, как партии.

ü  общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию).

ü  центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) инициативные группы, клубы, союзы и т.д.

ü  в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Виды общественно-политических движений:

  • социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д. (в зависимости от сферы деятельности).
  • революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические (в зависимости от целей).
  • массовые либо элитарные (в зависимости от количества участников).
  • левые, центристские и правые (в зависимости от места в политическом спектре).
  • местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т.п. (в зависимости от масштаба деятельности).
  • профессиональные, женские, молодежные (в зависимости от социального состава).
  • сознательно организуемые и стихийные (в зависимости от характера возникновения).
  • фронты, ассоциации, объединения и т.п. (в зависимости от способа организации).
  • насильственные и ненасильственные (в зависимости от методов действий) и др.

 

Место государства в политической системе общества. Государство как особый социальный институт. Функции государства.

 Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института:

  • наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.
  • деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.
  • сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
  • наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни:

ü  институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

ü  институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

ü  институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

ü  институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

 

Социальные функции гос-ва:

  • Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).
  • Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
  • Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

+ функции:

ü  Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

ü  Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

ü  Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

ü  Национально-культурная функция: сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

ü  Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

ü  Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции:

ü  Развитие дипломатических отношений.

ü  Ведение войн.

ü  Оборона.

 

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

  • негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  • совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
  • общественные объединения и организации;
  • политические партии и движения;
  • сфера воспитания и негосударственного образования;
  • система негосударственных средств массовой информации;
  • семья;
  • церковь.

Признаки гражданского общества:

ü  полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

ü  самоуправляемость;

ü  конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

ü  преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности.

ü  свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

ü  всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

ü  жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

ü  многоукладность экономики;

ü  легитимность и демократический характер власти;

ü  правовое государство;

ü  сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

 

Правовое государство – такая политическая организация общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества; государство, ограниченное в своих действиях правовом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами.

Основные принципы правового государства:

ü  верховенство права;

ü  подчиненность государства обществу;

ü  соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов;

ü  суверенность личности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона;

ü  обеспечение и охрана прав человека, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности;

ü  правовое равенство всех граждан;

ü  подконтрольность всех органов публичной власти;

ü  разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

ü  уровень правосознания граждан, эффективная форма контроля за осуществлением законов.

Принцип построения правового гос-ва: не личность существует для гос-ва, а гос-во ради нее. Основная задача: обеспечение приоритета самоценности человеческого существования, первопричинности прав и интересов личности.

Механизм взаимодействия  гражданского общества и правового гос-ва:

ü  Осуществление принципа разделения 4-х властей – законодательной, исполнительной, судебной и информационной.

ü  Взаимодействие ч/з выборы, представительные органы власти, партии и общественно-политические движения.

ü  Развитие каналов связи в виде многочисленных комиссий при гос-ых структурах, консультационных комитетов, в к-ых могут участвовать представители различных групп, объединений по интересам, частные лица.

 

Основная задача социологии как науки в изучении политических институтов: изучение проблем возникновения и функционирования социальных институтов в сфере политики.

Политическая социология изучает: влияние общества на политические институты, определение их места в социуме, политическое поведение социальных общностей и организаций с выходом на личность, электоральное поведение, возможности воздействия на него, социальные аспекты политики, выбор политических приоритетов, политические процессы и механизмы их действия, политическая культура, отношение людей, различных социальных групп к тем или иным политическим решениям и действиям («политическое» общественное мнение), политические чувства и настроения, политические потребности людей и др.

Бесплатный хостинг uCoz