5.Становление системного подхода к обществу.

Влияние общей теории систем на социологические представления об обществе как социальной системе. Понятие социальной и социетальной системы в современной социологии. Исторические типы общества. Г.Спенсер,К. Маркс, Г.Зиммель, Э.Дюркгей, Становление системного подхода к обществу в классической социологии. О.Конт

 

  В социологии одним из ключевых подходов к обществу является системный подход.  На  социологические представления об обществе как социальной системе повлияла общая теории систем. Общая теории систем  - специально-научная и логико-методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 30-е годы XX-го века.

            Основные системные признаки:

  • Целостность Целое не является суммой частей. Главные свойства системы, определяющие ее идентичность и целостность, не присущи никакой из ее составляющих, не выводятся из свойств частей, а возникают от их соединения. Этот эффект называется эмерджентностью. (Хиценко)
  • Структурность (возможность описания системы через установление связей и отношений между элементами внутри системы)
  • Взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь его ведущим активным компонентом)
  • Иерархичность (каждый элемент рассматривается как система по отношению к его составляющим и как подсистема по отношению к более широкой системе)
  • Функциональный характер системы и ее элементов (система в целом и каждый ее элемент выполняют строго определенные функции. Несводимые друг к другу)

Помимо названных принципов обществу как системе присущи следующие элементы (Зборовский):

  • Самоорганизация
  • Динамизм (смена поколений, преемственность, замедление, ускорение)
  • Открытость
  • Устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий)
  • Саморазвитие (его источники находятся внутри общества)

Главная отличительная особенность общества как системы в том, что ее основным элементом являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей.

Общество как система имеет свою структуру. Это определяет упорядоченность, устойчивость, стабильность. Структура рассматривается в разных ракурсах: эк, полит, соц, дух, в зависимости от типа социальных связей: группы, соц. Институты и организации, социальные нормы, ценности.

Общество как система – это большая упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое.

Понятие социальной и социетальной системы в современной социологии.

Под социальной системой понимается общество в целом. Но общество предстает в то же время как совокупность подсистем, каждая из которых является социальной системой. В фундаменте социальной системы лежит деятельность социальных общностей, организаций, институтов, направленная на  воспроизводство и развитие этой системы.

Социальные системы выступают на двух основных уровнях общности – социетальном и социальном. Социетальный – это самый широкий уровень, он означает рассмотрение общества как совокупности наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями (экономической, политической), которые тесно связаны друг с другом, взаимодействуют, выполняя многочисленные функции.

Одним из представителей такого подхода в социологии был Парсонс (подсистемы интеграции, адаптации и т.д.). В современной социологии этот подход развивает Н.И.Лапин

Т. Парсонс и его теория общества как социетальной системы. Взаимозависимость элементов (частей) - органическое свойство системы. Основные подсистемы. Основные функциональные предпосылки выживания социетальной системы: адаптивность, целенаправленность, интеграция, поддержание порядка. Социальные институты, обеспечивающие реализацию этих функций экономика – адаптация (к физическим потребностям человека),  политика – целедостижение (принятие решений и управление), культура – поддержание порядка, социетальная подсистема (право и соц.общности) – функция интеграции, обеспечивает скоординированность и бесконфликтность действий людей.)

            Социальный уровень характеризуется взаимосвязью явлений и процессов в рамках тех или иных конкретных социальных структур (подсистем), прежде всего социальных общностей, институтов и организаций.

  Становление системного подхода к обществу в классической социологии

О.Конт

Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного, социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни.

Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Общество  - это своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции. Социология призвана открывать законы функционирования этой системы. В частности речь идет о законах умственного, духовного порядка. Например, закон трех стадий развития общества: телеологическая (объяснение событий и явлений действием сверхъестественных сил), метафизическая (переходная стадия), позитивная.

Основным состоянием социального организма утверждалась стабильность и одновременно постепенное развитие с изменением его качественных характеристик. Конта интересовали два основным понятия – порядок и прогресс. Отсюда разделы социологии – социальная статика и социальная динамика.

Г.Спенсер

Системный подход к обществу заключался в рассмотрении его как целостной системы, состоящей из элементов, выполняющих определенные функции.

Общество – это социальный организм (целостность). Сходства между биологическим и социальным организмом:

  • Рост, увеличение в объеме
  • Усложнение структуры
  • Дифференциация структуры сопровождается дифференциацией функций.

Отличия:

  • Биологический организм – это конкретное целое, где все элементы связаны неразрывно
  • Общество – это дискретное целое, элементы которого более или менее свободны и рассеяны.
  • Биологический организм – части существуют ради целого
  • Общество – целое ради частей. Первичен индивид, общество существует ради него.

Системы органов в социальном организме:

  • Питание – земледелие и промышленность
  • Распределительная (функция кровообращения)– транспорт, торговля
  • Регулятивная – управление.
  • Своеобразный кожный покров, функция защиты – армия.

При этом в обществе как и в живом организме существует разделение труда.

Общество существует ради блага своих членов. Удовлетворению этих потребностей должна служит, в первую очередь, политическая организация.

К. Маркс

Общество выступает как ансамбль, взаимосвязь общественных отношение, главными среди которых являются производственные отношения. Развитие происходит тогда, когда пр. отн. Превращаются в препятсятвие, далее идея революционной смены этих отношений.

Совокупность общественных отношений, в которых базис и надстройка образуют единое целое, называется формацией. Это концепция материалистического понимания истории (материальный фактор) как смены 5 формаций: первобытное общество, рабовл. Строй, феодализм, буржуазное общество, коммунизм. Это одна из первых в социологии теоретических системных концепций общества, в которой дается его обоснование и показываются перспективы его развития. Ядро общественной формации  -  это способ производства материальной жизни, включает в себя две стороны: пр.силы и пр. отношения. Первые представляют собой отношение людей к преобразуемой природе, включая в себя человека с его знаниями, тр. навыками и умениями. ПО выступают как вторая сторона общественного способа производства, включая в себя отношения между людьми в процессе их производственной деятельности. Из всех ОФ наибольшему анализу подвержен капитализм.

Конт и Маркс о социальном развитии: общее – вера в прогресс, вера в конечное совершенное состояние, примат общества.  Отличия: Конт – идея преемственности, постепенное развитие, Маркс – революционное насильственное.

Г.Зиммель

Понятие общества. Основная клеточка общества – взаимодействие. Анализ форм человеческого взаимодействия: конфликт, конкуренция, подчинение, подражание, разделение труда, образование партий, авторитет, представительство, договор. Два основных значение понятия общества: общество как комплекс обобществленных личностей, общественно оформленный человеческий материал. Во-вторых, общество – это сумма тех форм отношений, благодаря которым из личностей образуется общество. Задача социологии изучать различные формы обобществления.

  Обобществление как процесс характеризуется рядом признаков: количество участвующих, обобществление возможно, если во взаимодействии участвуют два или более индивидов. Оно требует также локализации индивидов в определенном пространстве. Выделяются чистые формы обобществления – предмет социологии (не содержание, а форма). Системный подход: общество как целостность, элементы общества во взаимосвязи.

  Э.Дюркгейм

Социологическая парадигма Д. характеризовалась пониманием общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и выполняющего определенные фунции организма.

  Центральное место у Д. занимает теория общества, которая называется социологизм: примат общественного над индивидуальным. Общество – это более богатая и значимая реальность, чем индивид. Обожествление общества как выражение идеи его господства над человеком.

            Социальная реальность. Д. стремился доказать, что социология должна быть объективной наукой, предметом которой является социальная реальностьа. Элементами ее являются социальные факты.  СФ – это всякий образ действия способный оказывать влияние на личность в данном обществе. Характеристики СФ: существуют объективно и независимо от индивида; принудительно воздействуют на человека, заставляя вести себя определенным образом. СФ 2 группы: морфологические факты – формы общественного бытия; коллективные представления, являющиеся сущностью морали, религии, права.

            Общество образуется благодаря тому, что в нем складываются определенные социальные связи, которые обеспечивают его развитие. Разделение труда – это сила, создающая общественное целое. Сознание того, что любой человек зависим от другого и понимание этой зависимости в процессе разделения труда   - соц. Солидарность. Источник солидарности – разделение труда.  СС – это высший моральный принцип, универсальность, которая признается всеми членами общества. Две формы солидарности: механистическая и органическая. Механистическая солидарность – это солидарность по сходствам, то есть вследствие сходства между людьми, характерна для архаических обществ, нет духовного единства людей, общество контролирует поведение индивидов при помощи угрозы наказания. При такой СС индивиды мало, чем отличаются друг от друга. Происходит подавление индивидуальности общиной. Органическая солидарность характерна для развитых обществ, она возникает в условиях разделения труда, усиления дифференциации и различий между людьми. Она подчеркивает индивидуальность и личностное начало. Органическая солидарность – это аналогия с организмом, где каждый элемент выполняет определенную функцию.

            Д. и его системный анализ: рассмотрение общества как целостности (аналогия с организмом), анализ структуры и функций социального организма (СС), О как саморегулирующаяся система.

Исторические типы общества.

Исторические типы общества по Теннису. Эволюция от общины к обществу.

Общество: отношения основаны на рациональном обмене; личная выгода; роль законов и права; светские ценности.

Общинные отношения – это аффективные отношения родства или соседства, а общественные – это рациональные отношения, выгода и интерес.

Характеристики типов обществ, по Д.В.Иванову

  Доиндустриальное общество

  • Технологии: это аграрное общество, люди используют ручные орудия труда и простые механизмы. Большинство населения занято в с/х, часть в ремесле и торговле
  • Нормативный и ценностный аспект: традиционное общество, основано на сакральных заповедях, верованиях, нормы существуют как предписания должного поведения. Роль традиций. Главная роль  - семья и религия
  • Характер взаимодействия: общинно-сословное общество. Закрытость общин (членство по происхождению: касты, сословия), межобщинные контакты ограничены, интеграция на основе религии и политической власти
  • Формы поселений: большинство обитает в небольших поселениях, а часть живет в небольших городах.

  Индустриальное общество

  • Технологии: машинное производство. Используются различные источники энергии, большинство населения занято в промышленности
  • Нормативный и ценностный аспект: модернистское общество – основано на ценностях и рац. Идеалах. Нормы существуют как ожидания должного поведения
  • Характер взаимодействия: массовое общество, поддержание взаимодействия в рамках крупных организаций, сильно выражено неравенство, широкие возможности изменения статуса. Интеграция на основе экономики политики, культуры.
  • Формы поселений: урбанистическое общество

Постиндустриальное общество

  • Технологии: автоматизация производства, гуманизация труда (роль инд. ЗУНов), экологизация производства, большинство населения занято в сфере услуг, включающей торговлю, туризм, рекламу. Ключевая роль информации (информационное общество)
  • Нормативный и ценностный аспект: ценностный релятивизм, то есть ценности – это изменчивые эстетические оценки, роль в их формировании культуры, образования и СМИ.
  • (культура постмодерна).
  • Характер взаимодействия: сетевое общество, поддерживает избирательные взаимодействия, на основе которых близкими по интересам  и стилю жизни индивидам формируются специфические сообщества – сети коммуникаций. Ключевая роль СМИ. Инет и взаимодействие.
  • Формы поселений: постурбанистическое общество, роль миграций в большие города.

О.Тоффлер «Третья волна» (Первая – аграрное общество, Вторая – индустриальное, Третья – постидустриальное) Черты общества третьей волны: новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего.

Белл ««Грядущее постиндустриальное общество». Белл Даниел  разработал концепцию «постиндустриального общества», в основе которой лежит интерпретация всемирной истории, рассматриваемой в плане развития технологии и научного знания, как переход от доиндустриального общества к индустриальному и от него — к постиндустриальному. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Ключевая роль телекоммуникаций.

Вывод: таким образом, в развитие системного подхода к обществу внесла большой вклад классическая социология. Системный подход предполагает, что существует объективная логика социальной организации. Нефункциональные элементы отторгаются системой. Достоинства системного подхода: целостное видение общества, глубинный анализ структуры и элементов в их связи.

 

Бесплатный хостинг uCoz