59. Метод социологического наблюдения. История, познавательные возможности, техники. Познавательные возможности и ограничения использования метода наблюдения. Наблюдение в социологическом, исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного, восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Особенности данного метода: 1) Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частицей этого общества, неразрывно с ним связанной и подвергающейся всём воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом. 2) Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты - эмоциональности восприятия. И если явления неживой природы могут не возбуждать эмоций у наблюдателя, то социальные явления, их восприятие и интерпретация всегда носят эмоциональный характер. И эта эмоциональная окрашенность результатов наблюдения тем выше, чем теснее наблюдатель, связав с объектом наблюдения. 3) Сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных. Трудности применения наблюдения К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта. К объективным трудностям наблюдения, прежде всего, следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению. Основные этапы становления метода наблюдения в социологии. 1) Этносоциологические исследования. Чикагская школа погружение наблюдателя в среду: проблемы жизни общества, изучение городской среды, бродяжничество, криминальный мир. Парк, Линд – исследование городских общностей. Изучение подростковых неформальных группировок. Россия: Рубакин – народные чтения как уровень культуры (библиотеки 2) 40-50 годы 20 в. попытка внесения формализации. Техника массового наблюдения в английской социологической традиции Ч. Мэдш – изучение общественного мнения: различие официального и неофициального. 3) Окончательное разделение на формализованные и неформализованные наблюдения. Попытки создания методологии, решение проблемы надежности метода за счет предварительной формализации. Привнесен эксперимент (регистрация). Беккер (процедура формализации включенного наблюдения.) – поведение наркоманов, богемная жизнь, учителя школ, изучение жизни отдельных групп: социальные роли, механизмы коммуникации, традиции, обряды. Уэбб – необходимо исследовать следы деятельности, так как наблюдатель нарушает естественный ход событий. Россия: Ольшанский – включенное наблюдение по трудовым ценностям рабочих, Петров – техника наблюдения за ходом собрания. Виды социологического наблюдения. По степени формализации (или по степени контроля) наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет социальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Наблюдатель не участвует в наблюдении, результаты фиксируются в протоколе (схема дневниковых записей). Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Контролируемое наблюдение используется как метод для проверки выдвинутых гипотез. Роль наблюдателя тождественна роли регистратора событий. Оформление выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических, средств (кино-, фото-, звукозаписывающая аппаратура). В зависимости от степени участия наблюдателя При не включенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. применяется в монографическом исследовании (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные. Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения. Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников. По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное. Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации. Концепция наблюдателя. Концепция наблюдателя – интерпретатор. Максимально субъективные результаты, большой эффект мертвых зон (психологическая насыщенность) по мере включения в среду. Способ избежать – удалятся на время, напоминать себе об исследовании, думать. Особенности регистрации. Полевые заметки имеют несколько уровней (Ньюман): а) заметки прямого полевого наблюдения (выстраиваются хронологически с указанием даты, времени и места каждого вхождения в поле); б) заметки заключения исследователей (интерпретация наблюдаемых фактов); в) аналитические заметки (1-2 ой уровни – эмпирическое описание ситуации. Гипотезы, аналитические комментарии, концептуальное заключение); г) личные заметки (личный дневник наблюдателя); д) карты и диаграммы (фиксируются особенности, характеристики поля. Концепция наблюдателя – регистратор. Определение цели и задач исследования. Выбор элементов наблюдаемой ситуации. Категории наблюдения – эмпирические индикаторы, кот можно реально зарегистрировать. Построение кодификатора и карты наблюдения.
|