59. Метод социологического наблюдения. История, познавательные возможности, техники.

Познавательные возможности и ограничения использования метода наблюдения.

Наблюдение в социологическом, исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной  информации  об изучаемом объекте путем непосредственного, восприятия и прямой регистрации  всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точ­ки зрения целей исследования.

Особенности данного метода:

1) Связь наблюдателя с объектом наблюдения. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частицей этого общества, неразрывно с ним   связанной   и   подвергающейся всём воздействиям и изменениям, которым подвергается общество в целом.

2) Наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты - эмоциональности восприятия. И если явления неживой природы могут не возбуждать эмоций у наблюдателя, то социальные явления, их восприятие и ин­терпретация всегда носят эмоциональный характер. И эта эмоциональная окрашенность результатов наблюдения тем выше, чем теснее наблюдатель, связав с объектом наблюдения.

3) Сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергают­ся воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное и многократное наблюдение какого-либо социального явления может позволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.

Трудности применения наблюдения

К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты на­блюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.

К объективным трудностям наблюдения, прежде всего, следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.

Основные этапы становления метода наблюдения в социологии.

1) Этносоциологические исследования. Чикагская школа погружение наблюдателя в среду: проблемы жизни общества, изучение городской среды, бродяжничество, криминальный мир. Парк, Линд – исследование городских общностей. Изучение подростковых неформальных группировок. Россия: Рубакин – народные чтения как уровень культуры (библиотеки

2) 40-50 годы 20 в. попытка внесения формализации. Техника массового наблюдения в английской социологической традиции Ч. Мэдш – изучение общественного мнения: различие официального и неофициального.

3) Окончательное разделение на формализованные и неформализованные наблюдения. Попытки создания методологии, решение проблемы надежности метода за счет предварительной формализации. Привнесен эксперимент (регистрация). Беккер (процедура формализации включенного наблюдения.) – поведение наркоманов, богемная жизнь, учителя школ, изучение жизни отдельных групп: социальные роли, механизмы коммуникации, традиции, обряды. Уэбб – необходимо исследовать следы деятельности, так как наблюдатель нарушает естественный ход событий. Россия: Ольшанский – включенное наблюдение по трудовым ценностям рабочих, Петров – техника наблюдения за ходом собрания.

Виды социологического наблюдения.

По степени формализации (или по степени контроля) наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения. С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет со­циальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов. Наблюдатель не участвует в наблюдении, результаты фиксируются в протоколе (схема дневниковых записей).

Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъек­тивного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.

Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое вни­мание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации. Контролируемое наблюдение используется как метод для проверки выдвинутых гипотез. Роль наблюдателя тождественна роли регистратора событий.

Оформление выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических, средств (кино-, фото-, звукозаписы­вающая аппаратура).

В зависимости от степени участия наблюдателя 

При не включенном наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Используется для наблюдения за мас­совыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объек­та наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие.  применяется в монографическом исследова­нии (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана

Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемы­ми людьми и принимает участие в их деятельности.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изу­чаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований прохо­дит именно в форме полевого наблюдения.

Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по срав­нению с другими видами возможность выявить все факторы, ситу­ации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения ис­следователя, может резко менять поведение участников.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систе­матическое и случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение опре­деленного периода времени. Оно позволяет выявить динамику про­цессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их раз­вития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д.

Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоя­тельная процедура сбора первичной информации.

Концепция наблюдателя.

Концепция наблюдателя – интерпретатор.

Максимально субъективные результаты, большой эффект мертвых зон (психологическая насыщенность) по мере включения в среду. Способ избежать – удалятся на время, напоминать себе об исследовании, думать.

Особенности регистрации. Полевые заметки имеют несколько уровней (Ньюман): а) заметки прямого полевого наблюдения (выстраиваются хронологически с указанием даты, времени и места каждого вхождения в поле); б) заметки заключения исследователей (интерпретация наблюдаемых фактов); в) аналитические заметки (1-2 ой уровни – эмпирическое описание ситуации. Гипотезы, аналитические комментарии, концептуальное заключение); г) личные заметки (личный дневник наблюдателя); д) карты и диаграммы (фиксируются особенности, характеристики поля.

Концепция наблюдателя – регистратор. Определение цели и задач исследования. Выбор элементов наблюдаемой ситуации. Категории наблюдения – эмпирические индикаторы, кот можно реально зарегистрировать. Построение кодификатора и карты наблюдения.

 

Бесплатный хостинг uCoz